Расходы будущих периодов

02.09.2013

Определение понятия «расходы будущих периодов» в законодательстве не раскрыто.

Действительно, в налоговом учете отсутствует понятие «расходы будущих периодов», нет его и в международных стандартах финансовой отчетности, а также в Законе № 402-ФЗ. Однако такие траты рассматриваются в двух ПБУ: 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» и 14/2007 «Учет нематериальных активов». В других документах, в том числе в таком важном, как ПБУ 10/99 «Расходы организации», о расходах будущих периодов не сказано ни слова. При этом счета 97 «Расходы будущих периодов» и 98 «Доходы будущих периодов» продолжают использоваться по своему прямому назначению.

Основные положения

Расходы будущих периодов – это траты, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущему. Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, с 1 января 2011 года перечень расходов, учитываемых в будущем, был сокращен; они теперь упоминаются только в абзаце 2 пункта 39 ПБУ 14/2007 и пункте 16 ПБУ 2/2008.

В соответствии с требованиями российского учета в будущем могут учитываться платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа. Они отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия контракта. Затраты по договорам строительного подряда учитываются как расходы на производство, а вот траты, понесенные в связи с предстоящими работами, – как расходы будущих периодов. В последнем случае по мере признания выручки затраты списываются для определения финансового результата отчетного периода.

Вместе с тем, вопрос учета иных расходов, которые будут отнесены к будущему, остается открытым. Например, сложности могут возникнуть при создании компании.

Новому обществу

В случае открытия новой фирмы неизбежно возникают расходы, которые будут отражены в будущем. Организация, которая еще не ведет своей деятельности и не имеет выручки, уже должна нести затраты, к таковым относятся: нотариальные услуги, расходы на изготовление печати, внесение части или всего уставного капитала, траты на аренду помещений, оплату работы персонала и открытие счетов в банке.

Эти суммы актива не образуют. Их придется отражать отдельно в зависимости от видов расходов. Рассмотрим на примере: предположим, компания открывает расчетный счет, в этом случае в бухгалтерском учете будут следующие проводки:

Дебет 50 Кредит 76

– директор внес денежные средства в кассу;

Дебет 51 Кредит 50

– произведен взнос наличными в банк;

Дебет 76 Кредит 51

– отражена плата за заверение учредительных документов;

Дебет 76 Кредит 51

– отражена плата за заверение карточек с подписями;

Дебет 91 Кредит 51

– показана комиссия за открытие счета.

В дальнейшем на открытый расчетный счет будет переведен уставной капитал. Если он вносится деньгами, то будут осуществляться следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 50

– внесены из кассы на расчетный счет денежные средства;

Поскольку в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также в новом законе «О бухгалтерском учете» определен очень узкий перечень случаев использования расходов будущих периодов, то злоупотреблять этим счетом не следует.

Для учета расчетов с учредителями по вкладам в «уставник» используют субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал». Сколько учредителей у организации, столько субсчетов и нужно будет открыть, чтобы отслеживать задолженности каждого конкретного учредителя.

Дебет 50 Кредит 75-1

– в качестве вклада в уставный капитал внесены денежные средства;

Дебет 75-1 Кредит 80

– показана задолженность;

Дебет 80 Кредит 75-1

– отражен уставный капитал.

Таким образом, из приведенных выше проводок видно, что отдельные расходы, связанные с регистрацией компании, будут относиться на различные счета учета, и их нельзя отразить в качестве расходов будущих периодов.

Бухгалтерский учет авансов

Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, авансы не относятся к расходам будущих периодов, следовательно, учет таких затрат в будущем невозможен. Исключение составляют договоры строительного подряда, расходы по которым могут быть учтены на счете 97. В случае получения авансовых платежей эти средства будут учитываться в бухгалтерском учете следующим образом.

Например, компания приобретает земельный участок, в дальнейшем она будет осуществлять на нем строительство. Так, траты, связанные с уплатой авансовых платежей, учитываются путем создания следующих проводок:

Дебет 60-а Кредит 51

– перечислена предоплата продавцу;

Дебет 68-а Кредит 51

– уплачена государственная пошлина;

Дебет 08-1 Кредит 68

– сумма госпошлины включена в стоимость участка;

Дебет 08-1 Кредит 60-р

– отражены вложения во внеоборотные активы в сумме договорной стоимости земельного участка;

Дебет 60-р Кредит 60-а

– зачтена предоплата;

Дебет 01 Кредит 08-1

– участок принят к учету в составе ОС.

Таким образом, авансовые платежи не могут быть отнесены на расходы будущих периодов. В случае же с договорами строительного подряда, признание затрат на будущее возможно, так как это прямо предусмотрено в ПБУ. Посмотрим, как это будет выглядеть:

Дебет 97 Кредит 60

– стоимость работ по разработке ТЭО отнесена на расходы будущих периодов;

Дебет 19 Кредит 60

– отражен НДС, предъявленный проектной организацией;

Дебет 68-1 Кредит 19

– НДС принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

– произведена оплата разработки ТЭО;

Дебет 68-2 Кредит 77

– отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 20 Кредит 97

– стоимость разработки ТЭО включена в расходы по договору подряда;

Дебет 90-2 Кредит 20

– затраты по договору подряда отнесены на себестоимость продаж (без учета иных затрат);

Дебет 77 Кредит 68-2

– погашено отложенное налоговое обязательство.

Таким образом, в учете необходимо различать расходы по различным видам деятельности и затраты, связанные со строительным подрядом.

В заключение

Поскольку в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также в новом законе «О бухгалтерском учете» определен очень узкий перечень случаев использования расходов будущих периодов, то злоупотреблять этим счетом не следует. Кроме того, с принятием Закона № 402-ФЗ возможна разработка новых стандартов бухучета, в которых такие затраты не будут поименованы вовсе. Следует отметить, что в международном бухгалтерском учете понятие «расходов будущих периодов» вообще не используется.

Екатерина Шестакова, эксперт журнала "Расчет"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (1)

  1. Дэнчик
    11.03.2014Ответить

    Проводка наоборот должна быть. Дт 75 Кт 80

    Проводка наоборот должна быть. Дт 75 Кт 80
    Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать0



Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA