Годовой отчет 2012: что важно учесть!

13.03.2013

1 апреля истекает крайний срок сдачи бухгалтерской отчетности за прошлый год. Причем у малых предприятий есть выбор, как отчитаться. Во-первых, можно сдать все формы по общим правилам. Во-вторых, составить только баланс и отчет о прибылях и убытках. В-третьих, заполнить упрощенные формы. Об этом, а также о том, что еще нужно учесть при подготовке отчетности, и пойдет речь в статье.

Сразу скажем, что теперь в законодатель­стве четко прописан срок сдачи бухгал­терской отчетности. Как в налоговую инспекцию, так и в подразделение Росста-та отчетность нужно сдать не позднее трех месяцев после того, как закончится год. То есть до 31 марта следующего года включи­тельно. Об этом сказано в новой редакции подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Нало го-вого кодекса и в статье 18 Закона от 6 де­кабря 2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ).

Но ведь в 2013 году 31 марта выпадает на воскресенье, то есть выходной день. Зна­чит, крайний срок сдачи отчетности авто­матически отодвигается на ближайший ра­бочий день – 1 апреля.

Напомним, что в Законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ было сказано, что сдать бухотчетность нужно в течение 90 дней по­сле окончания года. При этом не уточня­лось, о каких днях идет речь. Конечно, мно­гие ориентировались на календарные дни. Но существовало и другое мнение: срок для сдачи отчетности в ИФНС надо считать в рабочих днях. Теперь же данная неясность устранена.

При подготовке и сдаче бухотчетности за прошлый год нужно учитывать, что с 1 января 2013 года вступил в силу Закон № 402-ФЗ (см. информацию Минфина Рос­сии № ПЗ-10/2012). Выделим основные мо­менты.

Сразу оговоримся: как и раньше, пред­ставлять бухгалтерскую отчетность в ин­спекции и Росстат можно на бумаге (с на­рочным или по почте) либо в электронной форме. Обязательных требований по способу сдачи балансов и остальных форм в действующем по-прежнему законода­тельстве нет.

   

Актуально!

Учесть все изменения при подготовке отчетности за 2012 год вам поможет интернет-портал www.buhgod.ru.

Также вы можете воспользоваться популярной книгой «Годовой отчет 2012 под редакцией Мещерякова В.И.». С книгой вы получите бесплатно доступ к сайту www.buhgod.ru

Общие правила подготовки отчетности

Все компании, вне зависимости от того, относятся ли они к малым предприятиям или признаются крупными налогопла­тельщиками, должны иметь в виду сле­дующее.

Во-первых, на отчетности достаточно подписи руководителя организации. Не се­крет, что в типовых бланках из приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (далее – приказ № 66н) предусмотрено две подписи: руководителя организации и главного бухгалтера. В то же время в За­коне № 402-ФЗ нет специального порядка, которому нужно следовать при подпи­сании форм отчетности. При этом бухотчетность считается составленной после того, как ее экземпляр подпишет руково­дитель экономического субъекта (как пра­вило, это генеральный директор фирмы). Об этом сказано в части 8 статьи 13 Закона № 402-ФЗ.

Получается, что подпись главного бух­галтера на формах отчетности больше не нужна. Впрочем, даже если главбух по­ставит свой автограф, хуже от этого быть не должно. Ведь компания сможет вы­полнить формальные требования приказа № 66н. А значит, удастся избежать лиш­них споров с инспекторами.

Во-вторых, больше не нужно сдавать в составе отчетности аудиторское заключение. Напомним, что раньше органи­зации, которые подлежат обязательному аудиту, должны были включать в состав бухгалтерской отчетности аудиторское за­ключение. Например, так должны были делать ОАО и компании, публикующие консолидированную отчетность. Теперь аудиторское заключение прикладывать к отчетности, сдаваемой в ИФНС и Росстат, не нужно.

К слову сказать, аудиторское заключе­ние является официальным документом, который предназначен для пользователей отчетности и аудируемых организаций. Он содержит мнение аудиторской органи­зации или индивидуального аудитора о том, достоверна ли бухотчетность про­веренной компании. Однако априори ба­ланс и остальные формы должны содер­жать правдивую информацию. Так что, если вы не принесете инспекторам заклю­чение аудиторов насчет отчетов за 2012 год, вряд ли налоговики станут штрафовать компанию. Но даже если ревизоры выска­жут такого рода претензии, их легко мож­но будет оспорить. Сошлитесь на нормы Закона № 402-ФЗ. Еще один аргумент в ва­шу пользу – поскольку старый Федераль­ный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ утратил силу, приведенные в нем предпи­сания больше не действуют.

Отчетность

Формат сдачи бухотчетности в инспекции в электронной форме субъектами малого предпринимательства утвержден приказом ФНС России от 25 января 2013 г. № ММВ-7-6/34.

В-третьих, к отчетности не обязательно прикладывать пояснения. Здесь имеет ме­сто двойственная ситуация. Ведь Закон № 402-ФЗ не требует сдавать пояснения в составе отчетности для ИФНС и Росстата. В то же время все еще действуют пунк­ты 6, 37 и 39 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская от­четность организаций» (утв. приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н; далее – ПБУ 4/99). Они предписывают рас­крывать в отчетности отдельно случаи, когда компания отступала от правил бух­учета. Кроме того, чтобы надлежащим об­разом раскрыть информацию в отчетно­сти, целесообразно сделать пояснения в табличной или текстовой форме. Напри­мер, в балансе в строке 1150 отражена информация о небольшой стоимости основ­ных средств. Однако фактически в соб­ственности компании есть имущество, учтенное на счете 01 «Основные сред­ства». Просто оно уже самортизировано. Имеет смысл написать об этом в поясне­ниях. Схожие требования есть в приказе № 66н.

Таким образом, в случае необходимо­сти, фирма вправе составить пояснитель­ную записку. Примерные формы поясне­ний в табличной форме можно взять из Приложения № 3 к приказу № 66н. Но представлять пояснения в инспекцию и территориальное управление Росстата не обязательно.

Наконец, в-четвертых. Отчет о прибы­лях и убытках целесообразно называть от­четом о финансовых результатах. Даже внимательно изучив Закон № 402-ФЗ, фразу «отчет о прибылях и убытках» най­ти так и не удастся. Зато в данном законе в качестве обязательного элемента бухгал­терской отчетности поименован «отчет о финансовых результатах». Давайте раз­беремся, как же быть. В настоящее время чиновники не утвердили новые правила, по которым нужно формировать данный отчет. Соответственно нужно применять ранее принятые нормативные акты в сфе­ре бухгалтерского учета и отчетности.

А именно, ПБУ 4/99, приказ № 66н и пр., которые продолжают действовать. Такой вывод позволяет сделать содержание час­ти 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ.

Никто не спорит, что более корректно именовать документ «отчет о финансо­вых результатах». Однако формально он по-прежнему называется «отчет о при­былях и убытках». Вот и получается, что во избежание дебатов с налоговиками лучше строго следовать требованиям при­каза № 66н.

Право выбора у малых предприятий

Если ваша фирма является малым или микропредприятием, можно выбрать из трех вариантов, как сдавать отчетность. Естественно, вы вправе отчитываться по общим правилам – как все остальные орга­низации.

Кроме того, можно заполнить только ба­ланс и отчет о прибылях и убытках. При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам ста­тей, без дополнительной расшифровки. Например, всем организациям нужно раз­делять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосроч­ную. «Малышам» достаточно заполнить в балансе строку 1230, и все.

Важно

Подробнее о заполнении данных форм в сложных си­туациях - на интернет-портале www.buhgod.ru

При этом в отчете об изменениях капи­тала и о движении денежных средств вы вправе приводить только наиболее важ­ную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение ор­ганизации или результаты ее деятельно­сти. Соответственно если, по мнению бух­галтера, отражать в данных отчетах нече­го, то их можно не заполнять. Что касается пояснений, то их заполняют, только если есть, что уточнять и расшифровывать. Хо­тя, как мы уже сказали, включать в состав бухотчетности для ИФНС и Росстата по­яснения в табличной либо текстовой фор­ме можно на свое усмотрение.

Наконец, с недавних пор для малых предприятий предусмотрены упрощен­ные формы баланса и отчета о прибылях и убытках. Они приведены в Приложении № 5 к приказу № 66н. В чем отличие этих форм от общепринятых? Актив баланса состоит из одного раздела вместо двух и включает в себя только пять показателей плюс один итоговый, а в пассиве лишь шесть показателей в одном разделе (вместо трех) плюс одна итоговая величина. Что касается отчета о прибылях и убытках, то в нем всего семь строк вместо привычных 18 строк. Нет в упрощенной форме отчета о прибылях и убытках и раздела «Справочно».

Решив заполнять упрощенные формы, вы обнаружите: показатели еще более укрупнены, чем обычно. То есть почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы. Надо писать тот код строки, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в пункте 5 приказа № 66н.

Пример 1

ООО «Омерта» является малым предприятием. За 2012 год принято решение сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме. Чтобы заполнить строку «Матери­альные внеоборотные активы» баланса, используют сле­дующие показатели:

1) остаточная стоимость основных средств – 400 000 руб.;

2) незавершенные капитальные вложения в основные средства – 120 000 руб.

Таким образом, в строке «Материальные внеоборот­ные активы» нужно отразить сумму 520 000 руб.

Чтобы заполнить строку «Нематериальные, финансо­вые и другие внеоборотные активы», используют следу­ющие показатели:

1) остаточная стоимость нематериальных активов – 30 000 руб.;

2) стоимость долгосрочных финансовых вложений (за исключением денежных эквивалентов) – 145 000 руб.;

3) стоимость незавершенных вложений в нематери­альные активы – 0 руб., поскольку на конец года компания не занимается созданием НМА и не участвует в сделке по покупке такого рода ценностей;

4) результаты исследований и разработок (в том чис­ле незавершенные вложения в НИОКР) – 0 руб., поскольку в отчетном году компания не занималась НИОКР;

5) отложенные налоговые активы (сальдо счета 09 на 31 декабря 2012 года) – 0 руб., поскольку ООО «Омерта» является малым предприятием и не применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаци» (утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н; далее – ПБУ 18/02).

Общая сумма нематериальных, финансовых и дру­гих внеоборотных активов – 175 000 руб. (30 000 + 145 000). При этом наибольший удельный вес имеют долгосрочные финансовые вложения. Значит, нужно писать код 1170.

Чтобы заполнить строку «Финансовые и другие оборотные активы» баланса, используют следующие данные:

1) НДС по приобретенным ценностям – 74 000 руб.;

2) финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) – 85 000 руб.;

3) дебиторская задолженность – 126 000 руб. Это сумма дебиторки, не покрытой резервом по сомнитель­ным долгам.

Общая сумма финансовых и других оборотных активов – 285 000 руб. (74 000 + 85 000 + 126 000). При этом наибольший удельный вес имеет дебиторская задолженность. Значит, нужно писать код 1230.

Бухгалтер заполнил актив баланса (в тыс. руб.) так:

Наименование показателя

Код строки

На 31.12.2012

АКТИВ

Материальные внеоборотные активы

1150

520

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы

1170

175

<...>

Финансовые и другие оборотные активы

1230

285



Пример 2

Продолжим пример 1. Для заполнения отчета о прибылях и убытках нужны следующие показатели за 2012 год:

1) выручка – 8 000 000 руб. При этом НДС с выручки составляет 1 440 000 руб. В строке «Выручка» нужно писать сумму без НДС и акцизов. То есть 8 000 000 руб.;

2) себестоимость продаж – 3 500 000 руб.;

3) коммерческие расходы (в том числе затраты на рекламу) – 750 000 руб.;

4) управленческие расходы – 1 500 000 руб.

Чтобы заполнить строку «Расходы по обычным видам деятельности», нужно сложить себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. То есть нужно написать 5 750 000 руб. (3 500 000 + 750 000 + 1 500 000).

ООО «Омерта» не применяет ПБУ 18/02. Доходы и расходы, отраженные в бухгалтерском и налоговом учете, полностью совпадают. По этой причине в строке «Налог на прибыль (доходы)» нужно отразить сумму налога на прибыль, начисленную к уплате в бюджет за 2012 год в размере 450 000 руб. ((8 000 000 – 5 750 000) X 20%)).

Бухгалтер заполнил отчет о прибылях и убытках (в тыс. руб.) так, как показано в таблице ниже.

В заключение отметим важное правило, которое актуально для любых вариантов составления бухгалтерской отчетности: если в какую-либо строку нечего записать, то ее просто не приводят. Заполняя фор­мы отчетности по типовым формам, мож­но ставить прочерки в соответствующих строках.

Наименование показателя

Код строки

На 31.12.2012

Выручка

2110

8000

Расходы по обычной деятельности

2120

5750

<...>

Налог на прибыль (доходы)

2410

450


Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA