Общие правила ведения и оформления ВЭД

01.03.2013 распечатать

Вступление России в ВТО многими организациями рассматривается как благоприятный повод заняться ВЭД. Однако членство в международной организации дает не только поблажки, но и накладывает определенные обязательства. Какие правила по переправе грузов через границу нужно соблюдать? Какие документы оформлять?

Договор поставки

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 Федерального закона РФ №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» импортом является ввоз продукции в страну без обязательства об обратном вывозе (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 409-ФЗ).

Груз, переправленный через границу, оформляется договором поставки. У этого документа есть одна существенная особенность. Фактическая стоимость импортных товаров определяется в рублях по курсу к иностранной валюте на день возникновения у организации права собственности на продукцию. Поэтому нужно четко определить, в какой момент это произойдет.

Правильнее, когда в договоре прямо указан переход права собственности. В этом случае не возникнет споров с налоговиками по стоимости товаров. Однако конкретное число можно установить в бумаге не всегда. Груз может задержаться в пути, и тогда дата возникновения прав на него у покупателя наступит раньше момента его доставки.

В случае если время, когда покупатель становится полноправным владельцем товара, в договоре не обозначено, можно признать, что это произошло тогда, когда были исполнены обязательства поставки груза. То есть, в момент передачи партии товара от продавца покупателю.

Доставка на склад

Обратите внимание, доставка может завершиться не в момент провоза груза через границу. Поставщик нередко обязуется привезти товар сразу на склад организации, а пока груз находится в пути, ответственность за него будет нести продавец. Устанавливая подобные условия, стороны чаще всего придерживаются «Инкотермса» (это свод международных правил, которые признаны по всему миру как толкование наиболее применимых в торговле терминов). В документах отдельные критерии прописываются условными обозначениями.

Например, в контракте установлено, что датой поставки является «DAP – Cочи». Согласно Международным правилам толкования терминов «Инкотермс», это означает, что продукция транспортируется до места назначения, в данном случае до города Сочи. DAP предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки. То есть все риски и расходы, возникающие за время доставки, продавец берет на себя.

Стоит обратить внимание, что стоимость имущества, приобретенного российской организацией, отражается в бухгалтерском учете в рублевой оценке по курсу ЦБ РФ в момент перехода права собственности.

Соответственно, в бухгалтерском и налоговом учете покупателя указанные расходы принять будет нельзя. Организация может это сделать только с теми затратами, которые произведены на дальнейшую транспортировку груза от Сочи до склада.

То есть, если предприятие предполагает взять расходы на транспортировку продукции на себя, то необходимо заранее оговорить такие условия в договоре. К примеру, так: «доставку от склада продавца (или с момента передачи Перевозчику) до покупателя осуществляет приобретатель товара за свой счет». В этом случае, всю стоимость перевозки организация может включить в расходы как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.

Также в договоре можно указать, что все траты на территории иностранного государства оплачивает продавец, а в России – покупатель.

Учет импортных товаров

Рассмотрим ситуацию, когда в контракте прописано, что цены на продукцию определены в долларах США при условиях поставки CHN – г. Москва. Согласно Международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс», CHN означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику и оплачивает стоимость транспортировки до согласованного с покупателем пункта назначения. То есть, получатель груза несет все риски и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара.

Стоит обратить внимание, что стоимость имущества, приобретенного российской организацией, отражается в бухгалтерском учете в рублевой оценке по курсу ЦБ РФ в момент перехода права собственности.

В соответствии с пунктом 10 ПБУ 3/2006 пересчет цены продукции, а также полученных и выданных авансов после принятия к бухгалтерскому учету, не производится. Поэтому если продавец получает 100-процентную предоплату, она отражается по курсу иностранной валюты, действующему на день перевода средств. То есть поставщик отгружает товары по той цене, которая была определена в момент оплаты продукции.

При частичной предоплате в момент получения денег рассчитывается сумма полученного аванса по курсу на дату оплаты. В этом случае в момент отгрузки бухгалтеру необходимо определить рублевый эквивалент выручки, состоящий из двух частей:

  • первая – стоимость, оплаченная авансом. Эта сумма уже исчислена в момент предоплаты и не подлежит изменению;
  • вторая часть цены пересчитывается на дату отгрузки. Если курс иностранной валюты на момент погашения оставшейся части задолженности изменился, возникают курсовые разницы. Поэтому означенная сумма подлежит пересчету на момент ее погашения (пп. 7 и 11 ПБУ 3/2006).

Но в бухучете могут возникать сложности, обусловленные тем, что курсовые разницы должны отражаться в составе доходов (расходов) на дату погашения обязательства и на конец каждого месяца. Поэтому специалисту учета придется пересчитывать стоимость продукции по действующему курсу и вносить полученную сумму в учет ежемесячно вплоть до момента перечисления денег за товар. Избежать этих сложностей поможет указание в импортных контрактах конкретной даты перехода права собственности.

Елена Кашпорова, эксперт журнала "Расчет"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...