Новый закон о бухучете: обзор изменений (часть 2)

18.02.2013 распечатать

Редакция сайта Бухгалтерия.ру продолжает обзор изменений согласно новому закону о бухучете, вступившему в силу с 1 января 2013 года.

В первой части мы говорили об общих требованиях к бухгалтерскому учету, новых терминах, а также объектах бухучета. Итак, продолжаем.

Кто должен вести бухучет?

Бухгалтерский учет вправе не вести: – индивидуальные предприниматели; – лица, занимающиеся частной практикой

(адвокаты и нотариусы); – структурные подразделения организа­ций, созданные в соответствии с законо­дательством иностранных государств. В Законе 402-ФЗ применена оговорка: та­кое право эти экономические субъекты имеют лишь в том случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объ­ектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Но такие обязанности фактически предусмо­трены для всех налогоплательщиков. Так, индивидуальные предприниматели ведут книги учета доходов и расходов. Платель­щики ЕНВД также должны вести учет по­казателей, необходимых для исчисления налога (ст. 346.26 НК РФ). Объекты нало­гообложения ЕНВД они отражают в налого­вых декларациях.

С 1 января 2013 года организации, при­меняющие упрощенную систему налого­обложения, обязаны вести бухгалтерский учет на общих основаниях.

До даты государственной регистрации экономического субъекта бухгалтерский учет не ведется. Поэтому затраты, понесен­ные ранее этой даты (именуемые организа­ционными расходами), к учету не прини­маются.

Организационный момент

Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта. Он вправе вести учет лично лишь в том слу­чае, если экономический субъект является субъектом малого или среднего предпри­нимательства. Критерии таких предприя­тий установлены Законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Феде­рации».

Впервые введены специальные требова­ния к лицам, принимаемым на должность главного бухгалтера. Прежде всего, они должны иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составле­нием бухгалтерской (финансовой) отчет­ности либо с аудиторской деятельностью. А кроме того, не допускается неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики (разд. VIII, ст. 86 УК РФ). Однако эти требования применяют не все, а лишь некоторые виды компаний. В их числе – открытые акционерные обще­ства и эмитенты публично размещаемых ценных бумаг.

Кроме того, к главным бухгалтерам, за­нимающим свои должности на 1 января 2013 года, новые требования не применя­ются. Поэтому увольнению ввиду несоот­ветствия этим требованиям они не подле­жат (п. 13 ст. 83 ТК РФ).

Это важно

К главным бухгалтерам, занимающим свои должности на 1 января 2013 года, новые требования не применя­ются. Поэтому увольнению ввиду несоответствия этим требованиям они не подлежат.

Законодатель по-прежнему допускает разногласия между руководителем и глав­ным бухгалтером. Но предмет разногласий изменен.

Согласно Закону 129-ФЗ главный бух­галтер обеспечивал соответствие осущест­вляемых хозяйственных операций зако­нодательству РФ. Вследствие этого разно­гласия должны были возникать на этапе осуществления хозяйственных операций, то есть касаться действий руководителя. Практика показала нереалистичность та­кой нормы.

Закон 402-ФЗ не наделяет главного бух­галтера полномочиями по контролю за ве­дением хозяйственной деятельности. Соот­ветственно разногласия между руководите­лем и главным бухгалтером возможны лишь в отношении ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика

Федеральные стандарты могут допускать несколько способов ведения бухгалтерско­го учета в отношении некоторых конкрет­ных объектов. И даже не исключено, что способ ведения бухгалтерского учета не установлен ими вообще.

В таких ситуациях способы ведения уче­та закрепляются в учетной политике.

Если способ учета предстоит разрабо­тать самостоятельно, следуйте указаниям пункта 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и пунктов 9 – 12 МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгал­терских оценках и ошибки».

Первичная документация

В Законе 402-ФЗ не упоминаются унифици­рованные формы первичной учетной доку­ментации. Тем самым требования об их обязательном применении полностью утра­чивают под собой правовую основу. Правда, продолжает действовать Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в Российской Федерации. А оно дублирует норму Закона 129-ФЗ об унифицированных формах. Но это правило не применяется, поскольку противоречит действующему законодательству. Закон 402-ФЗ такого рода ограничений не уста­навливает.

Но для кассовых операций и безналич­ных переводов денежных средств должны применяться единые формы, установлен­ные Банком России. В этих документах ис­правления запрещены (п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П; п. 2.4 Положения о правилах осуществле­ния перевода денежных средств, утв. Бан­ком России 19 июня 2012 г. № 383-П).

А как внести исправления в документ, ес­ли подписавший его сотрудник в компании больше не работает? Этот вопрос законода­тельно не урегулирован, поэтому компания решает его самостоятельно. Порядок заве­рения исправлений отразите в учетной по­литике или в стандарте экономического субъекта.

Внимание

Первичный учетный документ может не иметь денежного измерителя. Примером такого документа служит табель учета рабочего времени за месяц. К подобным документам должна прилагаться разработочная таблица, содержащая денежную оценку факта хозяйственной жизни. К разработочным таблицам относится бухгалтерская справка (письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. № 59).

Регистры бухучета

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерско­го учета и при этом в регистрах бухгалтер­ского учета. Следовательно, регистры бухучета должны обеспечивать группи­ровку объектов бухгалтерского учета по счетам.

Двойная запись подразумевает, что задо­кументированный факт хозяйственной жизни отражается одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Обязательных форм для регистров, а равно их общеустановленного перечня, не существует. Единая журнально-ордерная форма счетоводства, применение которой разъяснено письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63, носит рекомендатель­ный характер. В условиях автоматизиро­ванного ведения бухгалтерского учета наи­менования и форму регистров фактически определяет применяемая компьютерная программа (1С, «Инфо-Бухгалтер» и т. д.). Но регистры, выведенные на бумажные но­сители, должны быть подписаны ответ­ственными лицами.

Регистр бухгалтерского учета, состав­ленный в виде электронного документа, должен быть подписан электронной подпи­сью.

Закон 402-ФЗ допускает ведение бухгал­терского учета без применения двойной за­писи на счетах бухгалтерского учета. Но такая возможность должна быть установле­на федеральными стандартами.

В следующей части вы узнаете об особенностях проведения инвентаризации, сдачи бухгалтерской отчетности и реорганизации юрлиц согласно новому закону о бухучету.

Е.Ю. Диркова, эксперт журнала "Практическая бухгалтерия"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...