Бухгалтерский учет расходов на рекламу

12.02.2013

Сегодня реклама стала могущественным инструментом, помогающим компаниям упрочить свое положение на рынке. При этом не стоит забывать, что расходы предприятия на рекламу следует учитывать в соответствии законом. Вопрос этот достаточно тонкий, т. к. каждый вид мероприятий рекламного характера необходимо правильно квалифицировать. И заниматься этим вопросом традиционно приходиться бухгалтерам.

Рекламировать свой товар компания может любым удобным для нее способом. Их, к счастью, сегодня насчитываются десятки, если не сотни – будь то СМИ, уличные билборды, транспорт, кинотеатры, парковки, спортклубы и проч. Казалось бы, все просто и ясно – продвигай свой товар, развивайся себе на здоровье, живи и радуйся. Однако на практике видимая простота быстро улетучивается, сменяясь суровыми реалиями. Правомерность признания расходов на рекламу и возможность учесть данные затраты при исчислении налога на прибыль часто становятся камнем преткновения, вызывая ожесточенные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Несмотря на то что Налоговый кодекс разрешает учитывать расходы на рекламу в размере фактически понесенных затрат (их перечень отражен в п. 4 ст 264 НК РФ) и принимать данные расходы при исчислении налога на прибыль (гл. 25 НК РФ), претензии со стороны контролирующих органов все равно не иссякают.

Просьба не путать!

Использование рекламы сегодня является, пожалуй, одним из самых быстрых по эффективности методов развития компании, позволяющим организации занять свою нишу, найти своего потребителя и таким образом гарантировать себе место под солнцем.

Реклама – от лат. reclame – утверждать, выкрикивать. Это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»). Товар в целях рекламы – продукт деятельности (в т. ч. работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

При этом важно не путать рекламную информацию с данными о самой компании (профиль, вид оказываемых услуг и др.), а также о товаре (работе, услуге), его изготовителе и поставщике. Подобные сведения не попадают под понятие рекламы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2012 г. по делу № А13-9553/2011).

Рекламный ценз

С начала года в столице начали действовать новые правила размещения наружной рекламы. Согласно им город разделят на 14 зон, для каждой из которых будет определен перечень допустимых к размещению рекламных конструкций (всего 13 видов рекламы). При этом в ближайшее время планируется демонтировать более 7 тыс. из 20 тыс. существующих конструкций.

Норматирование

В зависимости от сферы деятельности компании (издательство, банк, турфирма) и места размещения рекламы (периодика, радио, Интернет, стенды, СМС-сообщения) особенности учета расходов на рекламу в каждом конкретно взятом случае будут свои. И все же есть ряд основных положений, которые применимы практически ко всем видам рекламных затрат.

Расходы на рекламу в целях налогообложения прибыли можно учесть, если они экономически оправданны, документально подтверждены, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода и не упомянуты в ст. 270 НК РФ (содержит перечень затрат, не учитываемых при налогообложении).

Для подтверждения расходов необходимо иметь договор на размещение рекламы, акт о выполнении работ (оказании услуг) и платежные документы.

Главной особенностью отражения рекламных расходов в налоговом учете является их разделение на нормируемые (учитываются в полном объеме) и ненормируемые (учитываются частично).

К ненормируемым относятся расходы (п. 4 ст. 264 НК РФ):

  • на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым и признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует без учета НДС и акцизов (письмо Минфина РФ от 7.06.2005 г. № 03-03-01-04/1/310).

Подарки для VIP

Для поддержания и развития долгосрочных отношений с клиентами многие компании к значимым датам дарят им подарки (спиртные напитки, цветы и т. п.). Вот только затраты на приобретение ценных презентов нельзя отнести к рекламным и учесть их в целях налогообложения прибыли.

Для признания затрат в качестве расходов на рекламу необходимо наличие такого признака рекламы, как адресованность неопределенному кругу лиц (письмо УФНС России по г. Москве от 18.10.2010 г. № 16-15/108647). А в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ стоимость безвозмездно переданного имущества не включается в расходы (письмо Минфина России от 19.10.2010 г. № 03-03-06/1/653).

Учет рекламных расходов в целях налогообложения опытные бухгалтеры рекомендуют вести в специальном налоговом регистре. Связано это с тем, что затраты в бухгалтерском и налоговом учете не всегда совпадают. В связи с тем, что единой формы налоговых регистров не существует, компания вправе разработать их форму самостоятельно и закрепить ее в учетной политике организации. Форма должна содержать следующие реквизиты: наименование регистра, дату составления, измерители операции, наименование хозяйственных операций и подпись ответственного лица с расшифровкой.

Признательные методы

Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено два метода признания доходов и расходов – начисление и кассовый метод.

Применяя метод начисления, организации необходимо руководствоваться ст. 272 НК РФ. Согласно п. 1 этой статьи затраты на рекламу признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. В ситуации когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, налогоплательщик должен распределять затраты самостоятельно.

Использовать кассовый метод компания вправе, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн рублей за каждый квартал. При этом стоит помнить, что применение кассового метода признания доходов и расходов носит добровольный характер. Даже если выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышает предельный показатель (установлен п. 1 ст. 273 НК РФ), компания может применять метод начисления. Переход на новый метод возможен лишь с начала нового налогового периода.

Зашкаливающая прибыль, или Принцип 100 рублей

Компании довольно часто сталкиваются с ситуацией, когда нормируемые рекламные расходы за отчетный период превышают предельный размер (1 % от выручки). Происходит подобное вследствие того, что при увеличении суммы выручки от реализации возрастает и предельная сумма нормируемых рекламных затрат. В последующих отчетных периодах календарного года согласно п. 44 ст. 270 НК РФ организация сможет учесть ранее не учтенную сумму нормируемых рекламных расходов (письмо Минфина России от 6.11.2009 г. № 03-07-11/285).

Минфин России также считает возможным принять к вычету суммы НДС по сверхнормативным расходам на рекламу, которые не были приняты к вычету ранее. Сделать это можно в тех налоговых периодах по НДС, в которых данные затраты учтены в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина РФ от 6.11.2009 г. № 03-07-11/285).

Рекламный голод

Повысить культуру питания россиян намерены чиновники Минздрава. Согласно проекту ведомства необходимо создать условия рационального и сбалансированного питания. Для достижения поставленной цели потребуется ограничить рекламу ряда высококалорийных продуктов. Многие защитники прав потребителей уверены, что запрет на рекламу фастфуда, чипсов и газированных напитков станет серьезным шагом на пути к здоровой нации.

В остальных случаях обложение товаров в рекламных целях НДС зависит от затрат компании. Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 рублей, не облагается НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Раздача рекламной продукции также не попадает под действие НДС, если затраты по ее приобретению учитываются при налогообложении прибыли (постановление ФАС Московского округа от 23.03.2012 г. по делу № А40-47825/11-116-132).

Если же расходы на приобретение товаров, переданных компанией в рекламных целях, превышают 100 рублей, то продукция облагается НДС (письмо Мифина от 25.10.2010 г. № 03-07-11/424 и письмо УФНС России по г. Москве от 9.02.2010 г. № 16-15/13276).

Строго по форме

Рекламные расходы в бухгалтерском учете организации можно признать, если: они производятся в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов; может быть определена сумма расхода; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод компании.

Затраты на рекламу не подлежат нормированию и признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

На основании п. 18 ПБУ 10/99 рекламные расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени их фактической оплаты. Отразить затраты необходимо на счете 44 «Расходы на продажу» корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Сумма НДС, предъявленная специализированной компанией, учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Списание накопленных на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» сумм НДС отражается по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Екатерина Петрова, эксперт журнала "Московский бухгалтер"

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное