Как учесть расходы на продвижение сайта (примеры)

14.12.2012

Каждый владелец сайта знает, что интернет-продукт требует обслуживания и сопровождения. Ведь чтобы получать прибыль от сайта, привлекая к нему больше клиентов, продукт нужно раскручивать и технически поддерживать. Поговорим о том, как следует учитывать расходы на продвижение и содержание сайта.

Поисковая оптимизация – наиболее вос­требованная услуга, пользующаяся спро­сом владельцев сайтов. Действительно, стремление продвинуть свой программный продукт на первые места в поисковых си­стемах продиктовано предприниматель­скими целями. Ведь раскрутка сайта в по­исковиках по так называемым эффектив­ным запросам направлена на увеличение посещаемости сайта компании, а это в свою очередь привлекает новых клиентов.

Порой на продвижение интернет-продук­та фирмы тратят немалые средства. Соот­ветственно следует организовать правиль­ный учет затрат, которые составляют боль­шую часть расходных статей.

SEO-услуги (так называют услуги по про­движению сайта) представляют собой ре­кламные действия, поскольку это инфор­мация, распространенная любым спосо­бом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределен­ному кругу лиц и направленная на привле­чение внимания к объекту рекламирова­ния, формирование или поддержание инте­реса к нему и его продвижение на рынке.

Получается, что стоимость услуг, на­правленных на привлечение внимания не­определенного круга лиц к интернет-сайту компании, является расходом на рекламу.

Расходы на раскрутку сайта можно отне­сти к рекламным. Они будут приравниваться к рекламным мероприятиям, проводимым через СМИ и телекоммуникационные кана­лы. Конечно, отнести к рекламным затраты по раскрутке сайта будет выгодно, ведь траты на мероприятия рекламного характера в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ненормируемые. Это значит, что в целях налогообложения признать вы их сможете в полном размере без ограничений.

Дополнительным аргументом для при­знания издержек на продвижение сайта в качестве рекламных является то, что если на сайте размещена рекламная информа­ция о деятельности фирмы, о ценах и наи­меновании товаров, предлагаемых ею, то такое расходование можно прописать как прочие рекламные расходы.

Чтобы принять к учету «рекламные» за­траты, они должны быть обоснованны, на­правлены для осуществления деятельно­сти, приносящей экономический эффект, и документально «оправданы».

Посмотрим, как отражаются в учете из­держки фирмы на продвижение сайта.

Пример 1

Представим, что стоимость соответствующих услуг составила 39 500 руб. (в т. ч. НДС 6025 руб.).

ДЕБЕТ 44 «Расходы на продажу» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 33 475 руб. (39 500 – 6025) – учтены расходы на про­движение сайта;

ДЕБЕТ 19 «НДС по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60

– 6025 руб. – отражена сумма предъявленного фирме НДС по оказанным услугам;

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам и сборам» КРЕДИТ 19

– 6025 руб. – сумма «входного» НДС предъявлена к вычету;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»

–39 500 руб. – оплачены услуги по продвижению сайта.

Обозначим в качестве SEO-услуг услуги по продвижению сайта в сети Интернет, оптимизации сайта для поисковых систем, выведению на высокие позиции в поиско­вых системах. Контролеры разрешают ква­лифицировать их в качестве ненормируемых рекламных, несмотря на то, с кем за­ключает договоры компания: со сторонними организациями либо с физлицами, не яв­ляющимися индивидуальными предприни­мателями. Об их позиции свидетельствует письмо Минфина России от 8 августа 2012 г. № 03-03-06/1/390*.

Пример 2

На услуги по продвижению и раскрутке сайта компания потратила 75 000 руб. Договор был заключен с физиче­ским лицом, не зарегистрированным в качестве инди­видуального предпринимателя. Как налоговый агент, фирма должна исчислить и уплатить с выплаченного по договору вознаграждения сумму НДФЛ, равную 9750 руб. (75 000 руб. X 13%). Бухгалтер делает следующие записи:

ДЕБЕТ 44 «Расходы на продажи» КРЕДИТ 76-5 «Рас­четы с физическими лицами за оказанные услуги»

– 75 000 руб. – стоимость оказанных услуг по продви­жению сайта включена в состав прочих расходов;

ДЕБЕТ 76-5 КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогам и сборам»

– 9750 руб. – с суммы вознаграждения физлицу удер­жан НДФЛ;

ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы» КРЕДИТ 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69-3 «Расчеты по обя­зательному медицинскому страхованию»

– 20 325 руб. (75 000 руб. X (22% + 5,1%)) – на сумму воз­награждения физлицу начислены страховые взносы;

ДЕБЕТ 76-5 КРЕДИТ 50 «Касса»

– 65 250 руб. (75 000 – 9750) – физлицу выплачена сумма вознаграждения.

Спорные моменты в учете расходов на раскрутку

Зачастую инспекторы не соглашаются при­нять в составе расходов затраты на услуги по обслуживанию интернет-продукта. В од­ном из таких случаев они аргументировали свой отказ тем, что фирма не представила документы, подтверждающие право владе­ния сайтом (договоры, акты выполненных работ, счета-фактуры).

Если вы подтвердите, что услуги по об­служиванию интернет-страницы необходи­мы для осуществления коммерческой дея­тельности, направленной на получение дохода, и документально оправдаете произ­веденные затраты, вполне можете рассчи­тывать на то, что судьи будут на вашей сто­роне, даже если услуги по обслуживанию вам будут оказаны зарубежным исполните­лем. В этом случае оправдательные доку­менты должны быть оформлены в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в этом государстве (поста­новление ФАС Московского округа от 7 сен­тября 2012 г. № А41-26493/11).

Примечательно, что судьи не считают необходимым условием для принятия из­держек на оптимизацию сайта то, чтобы доменное имя было зарегистрировано как товарный знак компании.

Похожий спор рассматривался арбитра­ми в постановлении ФАС Московского окру­га от 15 декабря 2010 г. № КА-А40/15457-10.

В данном случае инспекторы как раз тре­бовали зарегистрировать наименование до­менного имени в качестве товарного знака для того, чтобы отнести затраты на его про­движение в сети Интернет. Судьи поддержа­ли плательщика по следующим основаниям.

Во-первых, абонентское обслуживание сайта было необходимо компании для при­влечения потенциальных покупателей, для расширения собственного рынка сбыта и для увеличения объема продаж.

Во-вторых, все операции с контрагентом фирма подтвердила первичными докумен­тами.

Как видим, на представителей Фемиды повлияла основная цель продвижения ин­тернет-сайта – это распространение инфор­мации об ассортименте товаров фирмы, их стоимости, характеристиках, способах при­менения, мерах предосторожности при их использовании и т. д. Также на сайте была указана контактная информация: телефоны, адрес местонахождения и схема проезда.

Более того, арбитры указали, что законо­дательство прямо не относит наименование Web-сайта (так называемое доменное имя) к товарным знакам и не обязывает компании выбирать имя Web-сайта лишь имеющимися у организации зарегистрированными товар­ными знаками. Поэтому и признали необо­снованным требование инспекции об обяза­тельной регистрации наименования сайта для того, чтобы иметь возможность учиты­вать расходы на его продвижение.

Таким образом, если соблюдать анало­гичный порядок своих действий, у налого­плательщиков есть все шансы отстоять свое право на учет расходов на раскрутку для целей налогообложения.

Е. Юдахина, редактор-эксперт

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Узнать подробнее


Поделиться

конверт подписки
Подпишись на рассылку

Выбор читателей

Интересное

Комментарии (0)


    Оставить комментарий


    Введите код с картинки:

    CAPTCHA